Альберт Фоссен


| Ноты для аккордеона и баяна |

Сергей Лихачев. Заказать ноты для баяна и аккордеона

Albert Vossen.
Variety Compositions for accordion solo. Volume 1


1. Etwas leichtsinn. Transcribed by V. Ushakov. 2. Sommerprossen. 3. Grisette. 4. Tanzenden Noten. 5. Am Montparnasse. 6. Fliegende Blaetter. 7. Spritzig und suess. 8. Sonnenstich. 9. Kokolores. 10. Lange Leitung. 11. Flitterwochen. 12. So sind Wir!
Albert Vossen.
Variety Compositions for accordion solo. Volume 2


1. Rhythmische Harmonika. Transcribed by V. Ushakov. 2. Graciella. 3. So ist's richtig! 4. Im Voruebergehen. 5. Sausebraus. 6. Schnulli-Bulli. 7. Springende Punkte. 8. Heiteres Spiel. 9. Bruesseller Spitzen. 10. Kinkerlitzchen. 11. Flick-flack.
Альберт Фоссен

Альберт Фoссен (Albert Vossen) родился 25 мая 1910 года в городе Ахен, земля Рейнланд. С 15 лет Фоссен начал обучаться в Музыкальном институте г. Кёльна с целью стать концертирующим пианистом. Но в 1930 году он кардинально изменил свои намерения, начав исполнять танцевальную музыку в качестве аккордеониста, и с большим успехом. В Берлине, в баре “Ciro-Bar”, располагавшемся на улице Ранксештрассе, уже в 1932 году можно было услышать джазовый аккордеон Альберта Фоссена. В 1936 году фирма грамзаписи “Телефункен-шальплатте” заключила с Фоссеном договор о сотрудничестве. Незадолго до этого другая фирма “Электрола” заключила аналогичный контракт с популярнейшим в то время и «всемогущим» Вилем Глаэ. Таким образом, по мысли администраторов “Telefunken” должна была завязаться конкурентная борьба между двумя аккордеонистами. Однако расчёт не оправдался, так как Фоссен не захотел этой борьбы. Ведь с самого начала его почерк был своеобразным - на первых довоенных пластинках музыканта уже было написано: “Джазовый аккордеон — Альберт Фоссен” – и этот стиль никак не мог соперничать с полюбившимся многим мягким звучанием Мюзет-оркестра Виля Глаэ.

С этого времени сцена берлинского “Ciro-Bar” стала для Фоссена постоянной творческой площадкой. Кроме того, развивающаяся киноиндустрия обратила свой интерес к личности музыканта. Его приглашали различные студии: предлагали написать музыку к фильмам, участвовать в кадре и за кадром — как актёру и как музыканту, создавать музыкальное сопровождение к картинам. Так, его можно было увидеть в музыкальной комедии “Der Unwiderstehliche” (“Неодолимый”, 1937), где музыкант снялся в сцене с участием оркестра из двадцати аккордеонистов.

Чем отличалось тогда звучание Альберта Фоссена и его оркестра? Его игра была действительно тем, о чем говорилось на этикетках грампластинок. Джаз, или, точнее, свинг — самый утонченный и изыскан- ный, и это задолго до Второй мировой войны! Мастерски исполненные соло, спонтанные смены ритма — всё это не использовалось другими аккордеонными оркестрами или же применялось очень редко. В то время на эстраде соперничал целый ряд оркестров с солирующим аккордеоном во главе. Наряду с уже упомянутыми коллективами Альберта Фоссена и Виля Глаэ существовали также оркестры Хайнца Мунзониуса, Ханса Георга Шотца, Джо Алекса и Хорста Хоффмана. Все эти артисты сочиняли музыку, записывали пластинки и нередко исполняли произведения друг друга.

Во время Второй мировой войны Альберт Фоссен выступал вместе с легендарным эстрадным оркест- ром “Deutchen Tanz- und Unterhaltungsorchester”. 24 апреля 1943 года его можно было услышать на концерте этого оркестра в зале Берлинской филармонии.

После войны Альберт Фоссен вернулся в свой родной Рейнланд, где и обрёл в лице Западногер- манской Радиокомпании (WDR) вторую музыкальную родину. По соседству со зданием радиостанции он открыл небольшую традиционную немецкую пивную для встреч различных деятелей искусств, которую назвал “Органчик” („Orgelchen”). В короткое время это заведение стало излюбленным местом встреч тех деятелей, чьему успеху немало способствовали программы радио и телевидения. Звёзды эфира и носильщики кабеля, редакторы и свободные от работы сотрудники и по сей день регулярно заходят в эту пивную, чтобы выпить стаканчик-другой своего любимого сорта кёльнского пива “Кёльш”.

Альберт Фоссен ушёл из жизни 10 августа 1971 года. До последних дней жизни он был связан с За- падногерманским радио.

Его творчество вошло в историю жанра эстрадного исполнительства на аккордеоне, многие из его композиций по сей день радуют любителей аккордеона и эстрадного жанра, его виртуозные приёмы остаются непревзойдёнными до настоящего времени.

В Советском Союзе творчество Альберта Фоссена не было широко известно в силу ряда обстоятельств, в том числе и по идеологическим причинам. Однако нельзя не упомянуть хотя бы два факта, говорящих о том, что всё-таки его музыка дошла и до нашего слушателя и получила небывалую популярность среди отечественных любителей аккордеона. По окончании Великой Отечественной войны с возвращавшимися с фронтов солдатами на территорию Советского Союза попадало множество различных трофеев. Среди них было много аккордеонов, грамзаписей и нот для этого инструмента. Также было много трофейных кинофильмов, которые демонстрировались в широком прокате. В одном из них, фильме “Трукса” (у нас он шел под названием “Артисты цирка”) любители кино могли видеть Альберта Фоссена. Именно в этой картине звучит известная полька “Летящие листья” (“Fliegende Blatter”) в исполнении автора. А уже в 60–70-е годы известный ленинградский аккордеонист Юрий Шахнов своим творчеством добился необычайной популярности у нас в стране и поныне известной композиции “Карусель”, автором которой является Фоссен (в оригинальном варианте она называется “Flick-Flack”).

Цель настоящего сборника — познакомить широкий круг любителей эстрадного направления в испол- нительстве на аккордеоне с творчеством Альберта Фоссена, великого мастера этого жанра. Публикуемые в сборнике произведения помогут развить у исполнителей один из важнейших элементов эстрадной музыки — чувство свинга.

Составитель В. Ушаков

Compiled by V. Ushakov

© В.А. Ушаков, составление, макет, 2001



Яндекс.Метрика