Альберт Фоссен
Альберт Фoссен (Albert Vossen) родился 25 мая 1910 года в городе Ахен, земля Рейнланд. С 15 лет
Фоссен начал обучаться в Музыкальном институте г. Кёльна с целью стать концертирующим пианистом. Но в 1930 году он кардинально изменил свои намерения, начав исполнять танцевальную музыку в качестве аккордеониста, и с большим успехом. В Берлине, в баре “Ciro-Bar”, располагавшемся на улице Ранксештрассе, уже в 1932 году можно было услышать джазовый аккордеон Альберта Фоссена. В 1936 году фирма грамзаписи “Телефункен-шальплатте” заключила с Фоссеном договор о сотрудничестве. Незадолго до этого другая фирма “Электрола” заключила аналогичный контракт с популярнейшим в то время и «всемогущим» Вилем Глаэ. Таким образом, по мысли администраторов “Telefunken” должна была завязаться конкурентная борьба между двумя аккордеонистами. Однако расчёт не оправдался, так как Фоссен не захотел этой борьбы. Ведь с самого начала его почерк был своеобразным - на первых довоенных пластинках музыканта уже было написано: “Джазовый аккордеон — Альберт Фоссен” – и этот стиль никак не мог соперничать с полюбившимся многим мягким звучанием Мюзет-оркестра Виля Глаэ.
С этого времени сцена берлинского “Ciro-Bar” стала для Фоссена постоянной творческой площадкой.
Кроме того, развивающаяся киноиндустрия обратила свой интерес к личности музыканта. Его приглашали различные студии: предлагали написать музыку к фильмам, участвовать в кадре и за кадром — как актёру и как музыканту, создавать музыкальное сопровождение к картинам. Так, его можно было увидеть в музыкальной комедии “Der Unwiderstehliche” (“Неодолимый”, 1937), где музыкант снялся в сцене с участием оркестра из двадцати аккордеонистов.
Чем отличалось тогда звучание Альберта Фоссена и его оркестра? Его игра была действительно тем, о
чем говорилось на этикетках грампластинок. Джаз, или, точнее, свинг — самый утонченный и изыскан-
ный, и это задолго до Второй мировой войны! Мастерски исполненные соло, спонтанные смены ритма — всё это не использовалось другими аккордеонными оркестрами или же применялось очень редко. В то время на эстраде соперничал целый ряд оркестров с солирующим аккордеоном во главе. Наряду с уже упомянутыми коллективами Альберта Фоссена и Виля Глаэ существовали также оркестры Хайнца
Мунзониуса, Ханса Георга Шотца, Джо Алекса и Хорста Хоффмана. Все эти артисты сочиняли музыку,
записывали пластинки и нередко исполняли произведения друг друга.
Во время Второй мировой войны Альберт Фоссен выступал вместе с легендарным эстрадным оркест-
ром “Deutchen Tanz- und Unterhaltungsorchester”. 24 апреля 1943 года его можно было услышать на
концерте этого оркестра в зале Берлинской филармонии.
После войны Альберт Фоссен вернулся в свой родной Рейнланд, где и обрёл в лице Западногер-
манской Радиокомпании (WDR) вторую музыкальную родину. По соседству со зданием радиостанции он открыл небольшую традиционную немецкую пивную для встреч различных деятелей искусств, которую назвал “Органчик” („Orgelchen”). В короткое время это заведение стало излюбленным местом встреч тех деятелей, чьему успеху немало способствовали программы радио и телевидения. Звёзды эфира и носильщики кабеля, редакторы и свободные от работы сотрудники и по сей день регулярно заходят в эту пивную, чтобы выпить стаканчик-другой своего любимого сорта кёльнского пива “Кёльш”.
Альберт Фоссен ушёл из жизни 10 августа 1971 года. До последних дней жизни он был связан с За-
падногерманским радио.
Его творчество вошло в историю жанра эстрадного исполнительства на аккордеоне, многие из его композиций по сей день радуют любителей аккордеона и эстрадного жанра, его виртуозные приёмы остаются непревзойдёнными до настоящего времени.
В Советском Союзе творчество Альберта Фоссена не было широко известно в силу ряда обстоятельств,
в том числе и по идеологическим причинам. Однако нельзя не упомянуть хотя бы два факта, говорящих
о том, что всё-таки его музыка дошла и до нашего слушателя и получила небывалую популярность среди отечественных любителей аккордеона. По окончании Великой Отечественной войны с возвращавшимися с фронтов солдатами на территорию Советского Союза попадало множество различных трофеев. Среди них было много аккордеонов, грамзаписей и нот для этого инструмента. Также было много трофейных кинофильмов, которые демонстрировались в широком прокате. В одном из них, фильме “Трукса” (у нас он шел под названием “Артисты цирка”) любители кино могли видеть Альберта Фоссена. Именно в этой картине звучит известная полька “Летящие листья” (“Fliegende Blatter”) в исполнении автора. А уже в 60–70-е годы известный ленинградский аккордеонист Юрий Шахнов своим творчеством добился необычайной популярности у нас в стране и поныне известной композиции “Карусель”, автором которой является Фоссен (в оригинальном варианте она называется “Flick-Flack”).
Цель настоящего сборника — познакомить широкий круг любителей эстрадного направления в испол-
нительстве на аккордеоне с творчеством Альберта Фоссена, великого мастера этого жанра. Публикуемые в сборнике произведения помогут развить у исполнителей один из важнейших элементов эстрадной музыки — чувство свинга.
Составитель В. Ушаков
Compiled by V. Ushakov
© В.А. Ушаков, составление, макет, 2001
|